О РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В МАЛЫХ ГОРОДАХ И СЕЛАХ

Выдержки из интервью в статье Известий https://iz.ru/965093/evgeniia-priemskaia/autentichnaia-provintciia-kak-rossiiskaia-glubinka-razvivaet-sobstvennuiu-identichnost

Можно ли вообще говорить о том, что это направление в России существует и развивается?

На мой взгляд системного городского или деревенского туризма у нас не существует. Есть туризм по православным святыням или, как говорится «заодно», но это не про туризм в города и села, так как сами территории от этого мало что получают. Тот же наш опыт работы над туристической стратегией Торжка показал в свое время, что весь поток замыкается на монастыре, а городу достается только мусор и нагрузки на дороги от туристических автобусов.

Заинтересованы ли в этом территории, есть ли на это спрос?

Надо честно признаться, что и сами территории в этом не очень заинтересованы. И прежде всего потому, что наше налогобложение таково, что малые города от туризма денег почти не получают – все уходит в область. То есть, суеты и дел много, а толка нет. Конечно, на этом может зарабатывать местный бизнес, ремесленники, но на практике это тоже не очень выходит, так как здесь уже выступают на первый план интересы туристических операторов, которые не слишком заинтересованы делиться доходами с местными. Потому и зарабатывать на туризме удается не многим. При этом, многие малые города хотели бы развивать данное направление.

Или те инициативы, о которых становится известно в СМИ, носят скорее точечный характер?

Поэтому, можно сказать, что пока те инициативы, которые мы видим в СМИ, чаще исключения из правил или вовсе проекты с сильно искаженной правдой.

Понятно, что ситуации могут очень отличаться, но, исходя из вашего опыта, чего в первую очередь не хватает малым территориям, которые пытаются развиваться и развивать у себя туризм?

Если говорить о том, чего им не хватает (кроме денег и компетенций), так это грамотного маркетинга продукта – умения посмотреть на то, что у них есть, посмотреть на запросы рынка, и умения создать из этого продукт, который этим рынком будет востребован. Практически все проекты, которые за последнее время выросли и о которых мы говорим, — это проекты, где пришли люди с умением работать с рынком. Формировать продукт, упаковывать и продавать.

С какими трудностями они сталкиваются чаще всего?

И потому самая большая трудность для малых городов – выпрыгнуть за пределы своего тонельного зрения, увидеть всю широту возможностей рынка, увидеть/придумать себя на нем. Это очень сложно сделать изнутри и здесь, как правило нужен взгляд снаружи. Понятно, что одним этим все не решится, так как должны быть люди, которые хотят это реализовывать, должны быть кадры, деньги, но все это так или иначе решается, если ты понимаешь в чем востребован.

Если говорить о развитии туристической привлекательности малых территорий, кто, на ваш взгляд, должен являться драйвером — местные чиновники, местные жители, вообще может быть не местные, а специалисты из крупных городов, которые умеют увидеть возможности территории и работать с ними на современном уровне?

И, если говорить о развитии малых территорий, о том кто же должен привести за собой эти ресурсы, то на мой взгляд, в первую очередь, это местный малый/средний бизнес, так как они являются главными выгодоприобретателями, во вторую очередь региональные/областные команды, так как у губернаторов ресурсных возможностей больше всего, в третью очередь – градообразующие предприятия, которые хотят поддерживать города присутствия в сбалансированном виде. Все остальные, включая местных жителей или внешних экспертов, это уже как пойдет.