Регионам нужен нишевой туризм

Почти на каждом туристическом форуме или конференции приходится увещевать коллег из туристической отрасли, что сегодня особое внимание надо уделять не морским и горнолыжным турам, автобусным экскурсиям по церквям и кремлям, а разработке нишевых туристических продуктов, точечно учитывающих конкурентные характеристики регионов и тем самым, создающих для них дополнительные рыночные преимущества.

 

туры-2

 

Сегодня российский туризм, долгие годы пребывавший в пассивно-иждивенческом состоянии, находится в позиции догоняющего лидеров мирового рынка — у нас слабая туристская инфраструктура, мало курортов и туристических объектов мирового уровня, все очень плохо с брендингом и международными маркетинговыми коммуникациями, не хватает квалифицированных специалистов и низкий уровень сервиса.

С одной стороны, такое отставание дает возможность для бурного роста — при достстаочных ресурсах с низкой базы можно хорошо стартовать, но с другой — выбранная тактика «играть на чужом поле» может свести все усилия на «нет» — догонять лидеров по тем направлениям, где рынок уже поделен, где высокие стандарты и много игроков (это и пляжный морской отдых, и горнолыжный, и рынок китайского туризма), — дорого, долго и опасно.

 

Гораздо важнее развивать те направления, которые может в настоящее время и не имеют огромной популярности, но где есть возможность стать лидером рынка. Таких направлений может быть достаточно много — это и кладоискательство, и геологический туризм, архитектурная фотография, энергетический туризм и многое другое. А самое главное, что развивая такие нишевые направления, их можно гораздо точнее подстроить под развитие конкретного региона. Возьмем пару примеров.

 

74516

НОРД СТОУН

Команда проекта взялась за развитие геологического туризма на Кольском полуострове. Это и научные туры и приключенческие, и минералогические походы одного дня, и исследовательские многодневные экспедиции. Для сурового края с богатым геологическим разнообразием это отличный вариант нишевого тура.

Если же брать геологические туры, как нишу, то их можно развивать и на Урале, и в Крыму, и в Калининграде, и на Камчатке — Россия полна территориями с интересной для непрофессионалов геологией. Если популяризировать страну, как Мекку геологического, спелеологического, минералогического, палеонтологического туризма, то многие российские регионы смогут получить дополнительную аудиторию.

Да, это направление надо формировать, делать привлекательным, внедрять новые технологии, но если это будет сделано на высоком уровне, то кто откажется совершить путешествие на миллионы лет к динозаврам или в эпоху сотворения материков?

 

«ЗОЛОТОЙ ФЕСТИВАЛЬ» И «СТАРАТЕЛЬСКИЙ ФАРТ»

А в Магаданской области, на Колыме, в 2016 году прошел второй «Золотой фестиваль», в рамках которого состоялись первые соревнования по золотодобыче «Старательский фарт». Участники соревновались в том, кто больше намоет золота.

1234

Очевидно, что тема и формат такого фестиваля идеально подходят территории, так как не только привлекают туристов необычностью, но и способствуют формированию правильного имиджа места, а так же могут помочь в формировании локальных брендов — кто знает, может скоро благодаря фестивалю мы будем гордиться известными международными брендами, как «золото Колымы» или «магаданская золотая пыль».

magadan_festival_starateley_zolotoiskateley

 

Если говорить про нишу старательства и кладоискательства, то это та же ниша, которую можно эффективно развивать во многих регионах страны — Калининград это добыча янтаря, Урал это добыча самоцветов, Дальний Восток — золото, Якутия — алмазы. Американцы снимают целые документальные сериалы и реалити-шоу про своих старателей, продавая кинопродукцию на ведущие мировые телеканалы, а заодно рассказывая о своих территориях и достопримечательностях.

 

Очевидно, что сегодняшнее общество готово к появлению новых нестандартных продуктов — главное уметь их создавать с учетом потенциала рынка и быть готовым вкладываться в будущее, продвигая новые идеи и формируя у потенциальных потребителей новые запросы и привычки.