Рыночная конкурентоспособность эко-территорий будет расти

В 2016 году Китай увеличил закупку сельхозпродукции и готовых продуктов питания в России на 22,1%, а по некоторым позициям объемы за 9 месяцев года увеличились в 3-5 раз. С одной стороны это определяется девальвацией рубля и эффектом низкой базы, с другой стороны, эксперты полагают, что растущий средний класс Китая таким образом проявляет свой запрос на здоровое питание и потребление продуктов из экологически чистых территорий.

i (1)

 

Дело в том, что основным потребителем импортных продуктов питания в Китае является растущий средний класс, который зачастую с недоверием относится к местным производителям. Чтобы прокормить миллиардное население, Китай ранее был вынужден для повышения урожайности использовать огромное количество неэкологичных удобрений и химикатов, поэтому сегодня тема натуральных органических продуктов и здорового питания в Китае актуальна как никогда. В крупных городах работают специализированные супермаркеты, где доля импортной (чистой) продукции может достигать 100%. И спрос на подобные товары растет, несмотря на их повышенную стоимость.

 

Поскольку в ближайшие годы число чистых территорий будет продолжать сокращаться, то в средне- и долгосрочной перспективе территории, которые смогут сохранить или сформировать имидж экологически чистых, будут иметь дополнительное рыночное преимущество, как в области туризма, так и с точки зрения формирования спроса на свою ТНП-продукцию, на формирование положительной миграции жителей в свои села, малые и средние города, в области строительства индивидуального жилья.

 

Безусловно данный тренд будет принципиально важным для таких развивающихся регионов, как Дальний Восток, Краснодарский край, Крым, однако, над ним необходимо задуматься и традиционно «грязным» территориям — например, моногородам, которые сейчас активно ищут пути своей диверсификации. Так, если город Новотроицк Оренбуржской области с градообразующим предприятием в виде металлургического комбината «Уральская сталь» стремится развивать агропромышленное производство, то ему уже сейчас необходимо предпринимать усилия по «очищению» собственного имиджа от «грязного» прошлого.