Что такое «территориальный экспортный бренд»? Это бренд места, территории, способствующий экспорту товаров, услуг, компетенций, знаний и других продуктов территории. В принципе здесь вроде нет никакого изобретения — много в мире таких брендов существует, но новизна в таком подходе присутствует, так как в России практически нет не только таких кейсов, но и сами подходы еще не осмыслены и не сформированы на уровне отдельных территорий или государства.
Французские провинции Шампань и Коньяк — территории-бренды, которые получили свою известность благодаря монопродуктам. И внимание к этим привлекается исключительно благодаря последним.
Силиконовая Долина — тоже территория-бренд, но здесь ситуация принципиально иная, так как территория «экспортирует» гораздо больший спектр «продуктов» (научные исследования, технологии, бизнесы, финансы, знания), которые мы уже можем и не знать по сути, качеству, значимости, но услышав, что этот продукт из «Силиконовой Долины», сразу приписываем ему некие высокие свойства и стандарты (даже, если это ошибочно).
Второй подход важен тем, что сформированный бренд обладает комплексностью и способен продвигать не отдельные бизнесы и даже не отдельные отрасли, а множество отрослей с сотнями-тысячами компаний.
Так, как в свое время это было в той же Турции, когда она решила с нуля создать свой морской туристический потенциал, или в ОАЭ, когда они взяли курс на создание в своих пустынях глобальных бизнес-дестинаций, или в Австрии, когда она приняла решение превратить дикий индустриальный Тироль в туристическую Мекку.
Вообще-то, государству давно следовало заняться этим вопросом вплотную, но сегодня, когда помочь всем не возможно, но нужно, вопрос формирования сильных территориальных экспортных брендов стоит особенно актуально.
Первыми на такой статус, как и понятно, претендуют Сибирь, Байкал, Дальний Восток, Алтай, Урал и прочие «древние» харизматичные территории, чей потенциал не раскрыт. Ну, например, создание бренда «Уральская сталь» (да-да, я помню про существование одноименного металлургического комбината) позволило бы повышать ценность не только десятков металлургических компаний, но и художественных промыслов, химической промышленности, технологических компаний.
Это пример, конечно, но и он позволяет додумать о возможном синергетическом эффекте.
Безусловно — брендинг штука не быстрая и выращивать территориальные бренды нужно десятилетиями, но если мы сегодня не начнем это делать, то есть шанс, что спустя 10-15 лет это уже не для кого будет делать.
PS. Кстати, недавно созданный «Российский экспортный центр» при ВЭБ, вполне мог бы взять на себя координацию такой работы (www.exportcenter.ru)
UPD. Вот тут министр культуры выступил с темой сделать рыбу экспортным брендом России. Хорошая штука, только абстрактно рыбу сделать брендом — оооочень сложно. Давайте припишем этот бренд к какой-то реальной территории (Камчатка, Сахалин, Арктика, Северные моря) и начнем хотя бы с этого.
Автор: Константин Гаранин
Источник: блог Константина Гаранина