Анализ территории: Калининград

Этой заметкой открываю серию статей о городах в новом формате.
Комплексный анализ территории является сложным и долгим процессом, однако, не менее важен взгляд поверхностный — беглый взгляд на то, что видит в городе турист или потенциальный мигрант, заскочивший на пару дней по делам предприниматель или заехавший к друзьям инвестор.

Никто из них не ходит по городу с томами энциклопедии, чтобы понять город, или со скачанной на смартфон концепцией социально-экономического развития региона — все люди оценивают город бегло по понятным им маркерам, сформированным ожиданиям, общим трендам.

Эту технологию сторонней оценки без погружения в контекст города мы всегда используем в “Центре территориального маркетинга” для первичной оценки территории, так как потом у нас “не будет второго шанса получить первое впечатление”.

Работая с маркетингом территории, мы чаще всего концентрируемся на шести целевых группах — жители, туристы, положительные мигранты, бизнес, инвесторы, власть. Вот с их “колокольни” я буду делать экспресс-анализ города, конечно, делая сноску на то, что это всего лишь поверхностное мнение одного человека.

 

ВЗГЛЯД ТУРИСТА

 

Калининград — отличное место для поездки на выходные или длинные праздники. Город наполнен достаточным количеством исторических объектов разного плана, чтобы в нем можно было с удовольствием провести время. Среда неплохо приспособлена для длительных пеших или велосипедных прогулок по городу — много кафешек, хорошая плотность достопримечательностей, есть городская навигация и во всех точках размещения хорошо представлены маршруты, экскурсионные возможности. Сложности в передвижении по городу нет, даже в темное время суток — город ощущается достаточно безопасным и благожелательным. Немного не хватает локальной кухни, но увезти отсюда хорошие фотографии и сувениры — точно не проблема.

Конечно, есть у города проблема в его европейскости — европейцам ехать сюда особого смысла нет (кроме ностальгического туризма), а россияне выберут скорее настоящую Европу. Пока именно город интересен скорее узкой прослойке “культурно-образовательного” туриста, однако, на этом потенциале далеко не уехать. Хотя летом, благодаря его близости к морю, особых проблем с загрузкой скорее всего нет.

 

ВЗГЛЯД МИГРАНТА

 

Прогулки по старому городу сразу навевают мысли о том, что переселиться сюда было бы неплохой идеей — здесь можно вести бизнес, работать дистанционно, здесь есть море и Европа, до Москвы меньше 2-х часов лета, город хорошо устроен для жизни. Ну, если не сейчас, то к старости иметь здесь домик или студию, чтобы писать мемуары, не такая плохая идея. А пока и родителям-пенсионерам тут было бы отлично гулять, дышать свежим воздухом… …в общем, город располагает к мыслям о том, чтобы переехать сюда.

 

ВЗГЛЯД ЖИТЕЛЯ

 

За небольшой промежуток времени сложнее всего вжиться в позицию жителя, так как слишком много переменных надо учесть. Однако, если говорить про Калининград, то это тот самый случай, когда все достаточно очевидно — развитый европейский город, со множеством преимуществ не только перед средними и малыми городами России, но и перед миллионниками, включая Москву и Санкт-Петербург. Город отлично приспособлен для жизни людей разного уровня и достатка. Высокая активность с точки зрения событий и активностей разного уровня и форматов.

В общем, если у тебя в руках профессия, которая позволяет нормально зарабатывать, то не ясно что должно тебя сподвигнуть уехать. Не случайно в Калининграде число жителей в последние годы только растет.

 

 

ВЗГЛЯД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

В городе очень активно развивается малый бизнес. С одной стороны, этоговорит о высокой конкуренции, но с другой, о том, что бизнесу есть на чем развиваться. Хотя многие ниши уже сильно заполнены (стрифуд, HoReCa, не сетевой ритейл, ..), но сходу можно увидеть некоторые пустоты, изучение которых может дать идеи для нового бизнеса — слабо развита тема локальных товаров и продуктов, иностранный туризм в городе невооруженным взглядом не виден, не заметил я особого развития морской и янтарной тематики, хотя говорят, что по янтарю много сделано и это действительно работает. Мало коворкингов и нет коливингов, но их и в столицах-то не так много.

В общем, видно, что город интересен для развития малого бизнеса и особенно креативного.

 

 

ВЗГЛЯД ИНВЕСТОРА

 

Бизнес в городе активен. Власть активна. Население бодрое и с мозгами (много IT-кампаний). Есть крупные незаполненные ниши — медицинский туризм, третьи места, коворкинги, городские велопрокаты, каршэринг, досуговые центры нового типа… Город живой, перспективный, активный — очевидно, что к нему имеет смысл присмотреться, учитывая близость моря и Европы.

 

ВЗГЛЯД МАРКЕТОЛОГА

 

Какой первичный вывод можно сделать на основании описанных выше “взглядов”?

  • У города хороший “рыночный” потенциал, который не полностью реализован
  • “Эффект низкой базы” дает возможность быстро нарастить позиции на рынке
  • При правильном целеполагании город мог бы составить хорошую конкуренцию Сочи, Москве, Питеру сразу в нескольких нишах
  • Для развития туризма главная видимая проблема города в его главном плюсе — европейскости, так как это продавать кому-то сложно, а другого ничего пока особо нет.
  • В стратегии Калининграда, которая представлялась в 2014 году в рамках конкурса муниципальных стратегий, заложено много интересных идей, но они не формируют сильное позиционирование города и здесь есть большое поле для работы, чтобы консолидировать ресурсы и направить их в наиболее выгодном направлении.
  • Калининграду, как и другим городам, которые принимают ЧМ-2018, необходимо срочно продумать стратегию, как они с помощью Чемпионата запустят процессы, которые помогут развиваться на 10 лет вперед. Сочи с Олимпиадой это не очень удалось, так как никакой особой стратегии там не было и после олимпийских игр все заново начали думать, что со всем наследием делать. Здесь есть возможность учесть ошибки и заранее подумать, как город заработает не только в момент проведения футбольных игр, но и после.
  •  

    Если вы хотите разобраться с потенциалом своего города — подписывайтесь на страницу в Facebook и пишите нам в “Центр территориального маркетинга” и, возможно, что следующий разбор будет посвящен вашему городу, курорту, области.